Аспирантура.РФ

Аспирантуры. Обучение в аспирантуре и защита диссертации. Далее-->

Что такое аспирантура

Обучение в аспирантуре. Очная, заочная аспирантуры. Далее-->

Аспирантуры Москвы и России

ВУЗы с аспирантурой. Формы обучения. Платная и бесплатная аспирантура. Далее-->

Написание текста диссертации

Как написать диссертацию. Структура диссертации. Требования к диссертации. Далее-->

Паспорт специальности 19.00.04 Медицинская психология

Центр помощи аспирантам
Опыт. Качественно. Недорого. Своевременно.

Это старый паспорт специальности - новые паспорта научных специальностей можно посмотреть в актуальной новой с 2021 года номенклатуре научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, по ссылке.

Шифр специальности:
19.00.04 Медицинская психология
Формула специальности:
Содержанием специальности 19.00.04 – «Медицинская психология» является:
- изучение общих и частных психологических закономерностей изменений и восстановления психической деятельности при различных патологических состояниях и аномалиях развития;
- выявление закономерностей влияния психических факторов на укрепление здоровья и формирование установок на здоровый образ жизни;
- анализ и выявление психических факторов, влияющих на возникновение, течение и преодоление болезней и других стойких состояний дезадаптации, на успешную социально-трудовую реабилитацию;
- повышение адаптационных ресурсов личности, гармонизация психического развития и межличностных отношений в процессах предупреждения заболеваний, собственно патологии, восстановительного лечения и реабилитации.
- изучение особенностей деятельности психологов в сфере здравоохранения (диагностика, экспертиза, психотерапия, психологическая коррекция, консультирование, и др.);
- разработка, адаптация и изучение эффективности методов психологической диагностики и психологического вмешательства;
- анализ направлений и этапов развития медико-психологических исследований.
Области исследований:
1. История и методология медицинской психологии.
- становление медицинской психологии как самостоятельной области научного знания;
- история развития медицинской психологии и ее отдельных направлений в России и за рубежом;
- теоретико-методологические подходы к пониманию психологической структуры болезни и организации терапевтического процесса;
- развитие методологии научных исследований в медицинской психологии: изучение проблем разграничения нормы и патологии, уровней здоровья, проблем развития и нарушений психики, соотношений биологического и психосоциального, психосоматического и соматопсихического; парадигмы психического здоровья; проблемы психической адаптации и компенсации;
- развитие теорий личности и их значение для разработки научных основ медико-психологической диагностики и вмешательства;
- психологические особенности профессиональной деятельности медицинского психолога; деонтологические и этические проблемы работы психолога в медицинской психологии.
2. Патопсихология.
- проблема соотношений развития и нарушений психики, проблема нормы и патологии в патопсихологии; роль и соотношение психологических, биологических и социально-средовых факторов в этиологии и патогенезе различных психических расстройств;
- нарушения психических процессов и личности при различных психических расстройствах; генезис и структура патопсихологических синдромов; возрастной аспект патопсихологической семиотики;
- принципы и методы патопсихологического исследования; специфика патопсихологических исследований в разном возрасте и при различных нозологических формах;
- дифференциально-диагностическое и экспертное значение патопсихологического исследования; патопсихологический подход к оценке эффективности лечения, реабилитации и повышения качества жизни больных.
3. Нейропсихология.
- теория и методология нейропсихологических исследований: системная организация и функциональная специализация высших психических функций; мозговые механизмы психической деятельности;
- синдромальный анализ нарушений высших психических функций и топическая диагностика локально-органических поражений мозга; основные нейропсихологические синдромы и симптомы;
- особенности мозговой организации психической деятельности на разных этапах онтогенеза и при различных формах нарушений психического развития;
- принципы и методы нейропсихологической диагностики расстройств высших психических функций, познавательных процессов, эмоциональной сферы личности и поведения;
- нейропсихологические основы, принципы, методы, оценка эффективности восстановительного лечения и реабилитации больных с поражениями мозга различного генеза;
- принципы и методы восстановительного обучения и нейропсихологической коррекции развития, динамика нейропсихологических симптомов и синдромов в процессе восстановительного и коррекционно-развивающего обучения;
- роль нейропсихологии индивидуальных различий человека в медицинской психологии;
- междисциплинарные связи нейропсихологии: нейронауки, информатика, лингвистика.
4. Психосоматика и психология телесности.
- психосоматических подход в медицине; психосоматические и соматопсихические соотношения; современная биопсихосоциальная концепция болезни, здоровья и лечения; психогении и соматогении;
- влияние психических факторов на возникновение, течение и лечение соматических и психосоматических заболеваний; принципы психологического синдромного анализа в психосоматике;
- влияние соматической болезни на психическую деятельность человека;
- внутренняя картина болезни (ВКБ) и психологическая адаптация личности к хроническому соматическому заболеванию; качество жизни, связанное со здоровьем;
- психологическая диагностика в соматической клинике: нозологическая и возрастная специфика; основные методы медико-психологического исследования в соматической клинике;
- психотерапия и другие формы психологического вмешательства в комплексе лечебных мероприятий при различных соматических заболеваниях; психологическое сопровождение лечебного процесса, отношение больного к лечению;
- психологические проблемы телесности; естественно-научное и этно- культурологическое понимание развития телесности человека;
- генезис, структура и функции психосоматических явлений в процессе онтогенетического развития, а также при различных формах телесной и душевной патологии.
5. Психология нарушений развития и отклоняющего поведения.
- закономерности нарушений психической деятельности в онтогенезе; биологические и средовые факторы риска нарушений психического развития и отклоняющегося поведения;
- особенности нарушений психических функций, личности и поведения при различных типах дизонтогенеза;
- формы отклоняющегося поведения, роль генетических и психосоциальных факторов в их возникновении; проблемы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения;
- проблемы и методы психологической диагностики нарушений психического развития и отклоняющегося поведения;
- психолого-медико-педагогическое сопровождение и социальная адаптация детей и взрослых с нарушениями развития и поведения;
- особенности семей, имеющих детей и взрослых с нарушениями психического развития и отклоняющимся поведением;
- проблемы ранней междисциплинарной семейно-центрированной помощи: выявление, диагностика, вмешательство, оценка эффективности;
- нарушения психических функций, личности и поведения при различных вариантах патологического старения;
- особенности психологической диагностики, психотерапии и психологического консультирования в геронтологии и гериатрии.
6. Психологическое вмешательство: психотерапия, психологическое консультирование и психокоррекция.
- теоретико-методологические основы психологического вмешательства;
- направления, формы и методы психологического вмешательства;
- специфика психологического вмешательства с учетом, нозологических, синдромальных, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик;
- психологическая помощь в экстремальных и кризисных ситуациях;
- психологическая характеристика участников (клиентов, пациентов) психологического вмешательства; причины и мотивы обращения за психологической помощью; личность в ситуации психологической помощи;
- семья как объект психотерапии и психокоррекции (супружеские коммуникации, семейное воспитание, детско-родительские отношения, семейные стереотипы, психологический климат семьи);
- личность психотерапевта и консультанта; психотерапевтические тактики и взаимодействие в процессе психологической помощи;
- психологические аспекты взаимодействия участников группового психотерапевтического процесса и его динамика;
- проблемы оценки эффективности психологического вмешательства.
7. Психологические аспекты лечебного процесса.
- психологические особенности врача и медицинского работника; проблемы профессионального выгорания;
- психологические аспекты взаимодействия персонала лечебного учреждения;
- профессиональные и этические аспекты взаимоотношения врача и больного; модели взаимодействия;
- отношение и поведение больного в лечебном процессе; проблема нонкомплайенса;
- социально-психологическая среда лечебного учреждения; терапевтическое сообщество, проблемы госпитализма;
- психологические аспекты фармакотерапии.
8. Психогигиена, психопрофилактика, социальная реабилитация и повышение качества жизни больных.
- психология здоровья, факторы здорового образа жизни и отношения к здоровью; психологические аспекты сохранения и укрепления психического и соматического здоровья человека;
- психологические основы профилактики нервно-психических и психосоматических расстройств, состояний психической дезадаптации и нарушений поведения;
- психологические основы вторичной и третичной психопрофилактики;
- направления, принципы и этапы психосоциальной реабилитации больных и инвалидов;
- качество жизни, связанное со здоровьем: объективные характеристики и психологические составляющие, пути оптимизации.
9. Психология здоровья, физической культуры и спорта высших достижений.
- методологические основы теоретических представлений о психическом здоровье человека в рамках существующих психологических подходов;
- история развития индивидуальных и социальных представлений о психическом здоровье, внутренняя картина здоровья личности;
- влияние психологических и соматических факторов на сохранение здоровья личности;
- психология здорового образа жизни, физической культуры и спорта высших достижений;
- психологическое консультирование и психотерапевтические техники как фактор укрепления и сохранения психического здоровья;
- психологические особенности сохранения здоровья работников различных профессиональных сфер (в т.ч. в системе МЧС, правоохранительных органов, пенитенциарной системы, ФСБ и т.п.);
- поддержание и сохранение здоровья людей, перенесших или испытывающих воздействие чрезвычайных и экстремальных факторов (техногенные и природные катастрофы, теракты и т.п.).
Отрасль наук:
медицинские науки
психологические науки

написание диссертации

















Поступление в аспирантуру
Главная
Выбор аспирантуры
Номенклатура специальностей
Очная аспирантура
Заочная аспирантура
Аспирантуры Москвы
Аспирантуры России
Поступление в аспирантуру
Реферат в аспирантуру
Соискательство
Учеба в аспирантуре
Учеба в аспирантуре
Индивидуальный план
Кандидатский минимум
Написание диссертации
Концепция диссертации
Актуальность диссертации
Научная новизна
Научные положения
Структура диссертации
Введение диссертации
Написание текста диссертации
Заключение
Библиография
Оформление диссертации
Научные статьи
Научные статьи
Защита диссертации
Заслушивание диссертации
Заключение о предварительной защите
Отзыв ведущей организации
Отзыв официального оппонента
Отзыв руководителя
Автореферат диссертации
Текст и структура автореферата диссертации
Оформление автореферата диссертации
Отзыв на автореферат
Защита диссертации на совете
Документы для сдачи в диссертационный совет
Рассмотрение диссертации в ВАК
Распространенные вопросы
Аспирантура и отсрочка от армии
Где опубликовать научную статью

Сайт аспирантура.рф содержит полную информацию об обучении в аспирантуре, написании диссертации, выбор специальности Медицинская психология по написанию диссертации.